Николай Солдатенко
«Ильичевец»
Не сокращается поток жалоб на работу маршрутных такси в Мариуполе. Особенно много претензий со стороны пассажиров льготной категории. И это не случайно. В пятой статье Закона Украины «О социальной защите детей войны» предусматривается для граждан Украины, которым было менее 18 лет на время окончания Второй мировой войны, «бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Автономной Республики Крым) по месту жительства». Однако для льготников не находится места в маршрутках. Об этом напоминают надписи в салонах крупным шрифтом: «Дети войны проезд оплачивают».
Главная причина невыполнения этого закона кроется в нехватке бюджетных средств. К сожалению, зачастую персонами нон-грата становятся пассажиры и других льготных категорий (участники боевых действий, инвалиды, чернобыльцы). Нередко кондуктор в грубой форме отказывает в бесплатном проезде: «С удостоверениями уже едет пять человек, не верите, проверьте...». Кто молча отдает из своего тощего кошелька полторы гривни, а кто все же пытается доказать свое законное право на бесплатный проезд. Одни кондукторы начинают грубить, другие просят водителя остановить маршрутку и выдворяют из салона строптивого пассажира. Вслед одному такому льготнику возбужденная хозяйка салона выпалила: «О хамлюга, на халяву хочет проехать...». А другую пожилую женщину обозвала бессовестной. Та начала оправдываться: «Почему я бессовестная? Как участница ликвидации аварии на ЧАЭС имею законное право на бесплатный проезд».
Подобные транспортные проблемы касаются не только Мариуполя, но и многих других городов и сельских районов. К примеру, в Виннице для водителей и кондукторов маршруток организовали курсы вежливости. К работе допускаются только те, кто успешно сдает экзамены. Почему бы и в Мариуполе не внедрить такую практику, чтобы хоть научить перевозчиков объявлять остановки, предлагать молодым пассажирам уступать места инвалидам и пожилым людям. А за хамство лишать лицензий на перевозки. Тогда и руководители частных фирм будут заботиться не только о своих доходах, но и о культуре обслуживания пассажиров.
Владельцы частного транспорта с завидным постоянством добиваются повышения цен на перевозки (последнее было 15 декабря 2007 г.) и сетуют на недостаточное финансирование горисполкомом проезда пассажиров льготной категории. Так это или нет, сказать трудно. Ведь пока нет эффективного контроля за доходами частных АТП.
Заслуживает внимания работа автотранспортных цехов ОАО «ММК им. Ильича». В 2007 году за счет средств меткомбината и местных бюджетов только второй АТЦ перевез 1,6 миллиона пассажиров льготной категории на маршрутах из Мариуполя в Новоазовск и Тельманово. К тому же не было нареканий на работу автомобилистов.
При желании городских властей можно навести порядок и в работе частных АТП. Необходимо только предъявлять более жесткие требования к их руководителям. Подобный опыт есть. Кроме Винницы, также в Хмельницком наказывают водителей маршруток, которые отказываются возить пассажиров льготной категории. Вначале предупреждают, а потом лишают лицензии.
На мариупольских маршрутах также можно избежать грубого некорректного обращения с пассажирами простым способом. В условия получения лицензии необходимо включать пункты, которыми предусматривалось бы наказание за хамство. Тогда вряд ли молодая кондуктор обзывала бы пожилую женщину бессовестной, а вдогонку другому пассажиру-льготнику, выдворенного из маршрутки, не кричала бы: «О хамлюга, на халяву хочет проехать»...
|