В субботу в малом зале Мариупольского горсовета прошло значительное по своей ненужности мероприятие. Отдел экологии горсовета пригласил заместителя природоохранного прокурора, главного санитарного врача города, журналистов для того, чтобы в очередной раз констатировать: в течение трех дней – 9, 10 и 11 января - в Мариуполе наблюдались неблагоприятные метеоусловия.
Отсутствие ветра привело к тому, что выбросы промышленных предприятий не рассеивались, а скапливались в нижних слоях атмосферы. Проще говоря, над городом стоял смог. И что с того? Какое воздействие это оказало на горожан? Что необходимо сделать для того, чтобы подобное не повторялось? Какие меры предприняты были по конкретному случаю? Ни на один вопрос вразумительного ответа журналисты не получили. Не смогли ответить и уважаемые организаторы встречи и на элементарный вопрос: для чего всех собрали? В который раз и журналисты, и общественность убедились, что подобные констатации «высокой степени загрязнения» - видимость работы, поскольку никакой практической пользы от них нет. Это все равно, что узнавать послезавтра точную погоду на завтра. В Мариуполе для борьбы за чистоту окружающей среды нет главного – стратегии и понимания того, к чему, к каким показателям мы должны прийти в итоге своей беззаветной борьбы за экочистоту. Городская экологическая программа до сих пор не утверждена в областных инстанциях, что, помимо бюрократических проволочек, говорит еще и о качестве документа.
Нынешние 420 тысяч тонн годовых вредных выбросов «на голову» горожан – как и на сколько их необходимо уменьшить? Что в силах сделать городская власть? Или все зависит только от промышленных предприятий? Представители власти с выводами и рекомендациями не спешат. А между тем в других городах дела обстоят несколько иначе. К примеру, в Днепродзержинске власти планируют выделить из городского бюджета 12 миллионов гривень на аудит окружающей среды и разрабатывают схему контроля, в основе которой – установка датчиков на каждый источник загрязнения. Да, Днепродзержинск «выбрасывает» 912 тысяч тонн вредных выбросов в год, там ситуация хуже мариупольской, и все же...
Но вернемся в малый зал горсовета. Вопрос корреспондента «Ильичевца» застал врасплох и заместителя природоохранного прокурора Евгения Ушкалова, и главного санитарного врача Мариуполя Георгия Гусакова, звучал он так: «Как были утилизированы полторы тонны вещества, рассыпавшегося на проспекте Строителей в результате аварии турецкой фуры?». Напомню, что об этой аварии сообщали и «Ильичевец», и все городские и региональные СМИ. Ведь специалисты Приазовского технического университета провели анализ рассыпанного груза и сделали заключение, что он представляет собой черный карбонат, ПЕК - промышленные отходы, являющиеся сырьем для производства автомобильных покрышек. В Украине подобные вещества относятся ко второму классу опасности, в Европе – к высшему. Экологи опасались, что под воздействием солнечных лучей или при попадании в почву вещество будет разлагаться, ведь продукты его распада – канцерогены, они могут привести к возникновению онкологических заболеваний. Но оказалось, что контролирующие органы «не в курсе» того, куда «испарился» ПЕК с проспекта Строителей. А между тем его просто ЗАКОПАЛИ НА ГОРОДСКОЙ СВАЛКЕ, без каких-либо защитно-дезактивационных мероприятий еще тогда, в ноябре. Комментируя свои действия, начальник ЖКХ Герман Иванченко сказал тогда корреспонденту «Ильичевца» буквально следующее: «Ну зарыли и зарыли, что с того? Там на свалке тако-о-е – куда там вашему ПЕКу. А то, что вредно… Кто об этом говорит, экологи? Ну вот пусть бы экологи и зарывали». В общем, проблему похоронили. Хотя при этом был нарушен не только здравый смысл, но и процедуры – без санкции санстанции на городскую свалку выбрасывать подобные «грузы» никто не имеет права. Что будет дальше? «Эксгумируют» груз и попытаются найти виновного в нарушении и нанесении ущерба окружающей среде или по обыкновению «замнут»? Узнаем чуть позже. Пока контролирующие органы обещали только разобраться.
|