Цены на жилье у нас тоже рассчитаны не на бедных людей, как и оплата за «бесплатные» медицину и образование.
Другой вопрос, что не всем доступны все эти блага. Каковы, однако, источники богатства, столь неравно распределенные на украинском пространстве. Ну, понятно, кто-то к нефтегазовым коммуникациям вовремя присосался. Кто-то за гроши приватизировал госсобственность. Ну, улыбнулась Фортуна человеку… Но откуда же остальные средства, золотым дождем льющиеся на «новых украинцев»? Из бюджета, вестимо. Наполняемость же бюджета напрямую зависит от множества налогов и сборов, которыми обложены и население, и предприятия. Или, говоря языком чиновников, - физические и юридические лица.
Каждое предприятие располагает фондом оплаты труда. Из него, это известно каждому бухгалтеру, изымается 36,7%, которые идут в Пенсионный фонд, в центры занятости, в соцстрах и специальный фонд страхования от несчастных случаев. Спору нет, это все нужные отчисления. Непонятно другое: почему при условии, что ровно треть всех фондов оплаты труда направляются в ПФ, сами пенсии у подавляющего большинства населения страны зачастую не достигают прожиточного минимума, либо уже который год топчутся на его меже?
Дальше – еще интереснее. Те же самые «подати» берутся еще и с начисляемой заработной платы работников. Проценты их, в общем-то, невелики, но в целом по стране набегает солидная сумма. Вот почему вопрос о мизерности пенсий и пособий становится еще более актуальным.
Кроме того, все мы отдаем непосредственно в бюджет так называемый подоходный налог. Хотя заработки большинства из нас и доходами-то назвать нельзя. Так себе, пособие на проживание. Тем не менее, и этот налог в 2007 годувырос на два процента и составляет 15% от общей суммы начисленного заработка. А вот это уже довольно ощутимый удар по карману рядового гражданина. Если в провинции средняя зарплата колеблется на уровне 1000 гривен, то 150 из них, как говорится, не греши – отдай. А с остальными отчислениями это уже почти 20% заработка.
Причем, ничего похожего на прогрессивное налогообложение, применяемое в большинстве стран мира, на Украине нет. Хоть 600 гривен в месяц зарабатывай, хоть 600 тысяч – процент подоходного налога для всех один. А ведь в подлинно социальном государстве повышенные налоги с доходов – до 50 и более процентов платят настоящие богачи – обладатели миллионных и миллиардных состояний. Именно так их заставляют делиться с бедными. У нас же, получается, что бедняки делятся с богачами. Казалось бы, кто может быть среди трудящегося населения бедней живущих на минимальную зарплату, которая ниже даже прожиточного минимума? Но ведь и их обложили подоходным налогом! Правда, за первые 200 гривен ничего не берут. Но зато с остальной суммы – те же 15%.
Еще одна премиленьквая подробность, к которой многие настолько притерпелись, что перестали ее замечать. Вспомните, о чем первом вы начинаете задумываться с приближением зимы? Особенно, если ваши так называемые доходы ненамного превышают «прожиточный минимум». Конечно же, о субсидиях. Лихорадочно подсчитывая сумму коммунальных платежей и убежда,ьв что она превышает 20% так называемого совокупного дохода семьи. Вы уже готовы бежать собирать необходимые справки, и тут внезапно приходит отрезвление – стоп! Вы же не учли того, что в справке, предоставляемой в соответствующие инстанции, зарплаты членов семьи будут включены суммы, взымаемых с них налогов. То есть вместо грубо говоря, двух тысяч гривен, там будет числиться где-то две с половиной. И все, субсидия накрылась…
Почему нельзя в подобных справках указывать реально выплаченные суммы? Вопрос, как всегда, без ответа…
Возьмем тот же НДС – налог на добавленную стоимость. Не налог – песня. Во-первых, что такое «добавленная стоимость»?. Это те 20%, которые чиновники прибавляют к стоимости продукции. А страдает в первую очередь покупатель, и без того изнуренный налогами. Ведь ему из собственного кармана эти дополнительные 20% приходится возмещать при покупке товара. Об этом думали наши нардепы, когда этот закон одобряли? Вот вам наглядный пример. Взял у связистов квитанцию об оплате телефонных переговоров. Тоже, кстати, за отдельную оплату. Читаю: «15 разговоров на сумму 39 грн. 06 коп. + НДС = 46 грн. 87 коп.». То есть, я связистам обязан возместить 7 гривен 81 копейку, отданную ими государству в счет НДС.
Выходит, если этот чертов налог заложен в стоимость каждой покупки и услуги, то налоговый пресс на нас составляет уже не девятнадцать с лишним процентов, а практически все сорок! Самый большой из налогов, выплачиваемый всеми предприятиями, является налог на прибыль, забирающий 25% этой прибыли. То есть чем прибыльнее предприятие, тем больше оно вносит в бюджет. Беда только в том, что чем «круче» хозяин предприятия, тем чаще в графе «прибыль» появляется цифра «0». Всякая же мелкота, хоть и через силу, платит по полной программе и ни о каком пополнении фонда заработной платы даже и мечтать не может.
А ведь есть еще множество местных налогов и специфических платежей, зависящих от профиля предприятия. Скажем, налог на рекламу и т. п. А есть и налог с автомобилистов, средства от которого должны идти на ремонт и строительство дорог. Автомобилисты уже криком кричат, возмущаясь тем, что их деньги куда-то уходят, а многие дороги так и остаются непроезжими-непролазными. Кроме коммунальных платежей есть и коммунальный налог с предприятий. Никто толком не смог мне объяснить его назначение. Может за вывоз мусора? Но если судить по результатам, то это вряд ли…
Само слово «налогоплательщик» в оборот у нас вошло совсем недавно. А раньше, как свидетельствует история, были «податные» сословия, которые, в отличие от «благородных, платили подати и помалкивали в тряпочку. А ежели копнуть еще глубже, то подати назывались данью, которую возлагали на простой люд и чужеземные поработители, и собственная знать. Откуда и слова, обозначающие государственную принадлежность – под-данный. То есть платящий дань,.
Так что мы с вами, граждане, есть не кто иные, как данники государства. А государством, как известно, управляет госаппарат – бюрократия, другим словом. Бюрократия же, как писал Карл Маркс, всегда и везде рассматривает государство как свою частную собственность. И способ правления бюрократии – есть тайна. Потому и полно кругом секретов – служебных, коммерческих, еще Бог знает каких. Оттого и не знаем мы, на что идут наши деньги. Сколько, скажем, их реально истрачено на ремонт и покраску домов, восстановление дорог, а сколько попросту украли...
Настоящим гражданским обществом может считаться лишь то, которое объединяет не подданных, а сознательных налогоплательщиков, умеющих постоять за свои интересы. Только для них возможно и социальное государство, где бюрократия не собственник его, а наёмный слуга, которого, если зарвётся, общественные организации способны быстро поставить на место.
Вот недавний пример – Франция, где президент выступил с инициативой увеличить возраст ухода на пенсию отдельных категорий граждан. В частности, транспортников. Вылилось это в общенациональную забастовку. У нас такое возможно? То-то… Так что пока сами не изменимся, будем платить дань ненасытной чиновничьей орде, как пращуры наши платили Орде Золотой.
|